П.И. Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
балет в 2-х действиях
Либретто – Б. Бегичев, В. Гельцер
Хореография – Л. Иванов, М. Петипа, А. Горский, В. Гордеев
Возобновление спектакля – заслуженная артистка России Е. Аксенова
Художник-постановщик – И. Нежный
Художник по костюмам – Т. Тулубьева
История постановок знаменитого балета полна неожиданных перипетий. «Лебединое озеро» прочно занимает позицию главного и священного русского балета. Без него невозможно представить репертуара российского театра.ПЕРВЫХ ОДЕТТ-ОДИЛЛИЙ БЫЛО ДВЕ
Первой Одеттой-Одиллией вошла в историю Полина Карпакова. Однако постановщик предназначал партию московской звезде Анне Собещанской. Вот что пишет об этом историк балета Юрий Бахрушин: «Отказ Собещанской был вызван тем, что композитор не написал для нее в 3-м акте ни одного танцевального номера. В связи с этим Собещанская поехала в Петербург и попросила Петипа поставить специально для нее соло на музыку Минкуса в 3-м акте «Лебединого озера». «…» В конце концов, недоразумение было улажено: Чайковский согласился написать свою музыку для номера, такт в такт совпадающую с музыкой Минкуса. Собещанской настолько понравилась эта музыка, что она уговорила композитора сочинить для нее еще и вариацию». Так в партитуре появилось знаменитое «черное» па де де. Но вопрос был урегулирован лишь к четвертому спектаклю, а первые три достались Карпаковой. Наследница большой московской балетной династии, ученица знаменитого итальянца-виртуоза Карло Блазиса, она не блистала трюками, но отличалась красотой, мягкостью и женственностью. Музыкальный портрет Карпаковой тоже сохранился в «Лебедином озере» - для этой балерины Чайковский написал Русский танец.«ЗА «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» Я ВЗЯЛСЯ РАДИ ДЕНЕГ»
В то время, когда Чайковский принял предложение Дирекции Императорских театров сочинить «Лебединое озеро», подобную работу никто не счел бы почетной. Ни Бах, ни Гайдн, ни Шопен не писали балетов. «Я взялся за этот руд отчасти ради денег, в которых нуждался», - признавался Чайковский Римскому-Корсакову. За плечами композитора уже была одна, неудачная, попытка написать для Большого театра балет – «Сандрильона». Еще раньше он сочинил для детей балет «Озеро лебедей», сюжет которого не имел ничего общего с его будущим шедевром. Чайковского вдохновляли партитуры «Жизели» Адана и «Сильвия» Делиба. Но только его обращение к балетному театру открыло новые возможности этого жанра, вершинами которого позже суждено будет стать «Спящей красавице» и «Щелкунчику».ЛЕБЕДЬ, МЕНЯЮЩИЙ ОБЛИЧЬЯ
«Лебединое озеро» неоднократно провоцировало новые редакцииКРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Акт первый
Картина 1-яАкт второй
Картина 3-яДействующие лица